» Необычные камни примечательных мест




Наиболее древними "особыми" камнями, конечно, были камни, находящиеся в каких-либо замечательных местах: у рек, родников, омутов, то есть у водопоев, удобных для охоты, или отмелей, перекатов, удобных для ловли рыбы, или переправ через реки, у источников с особо чистой (или холодной, или целебной) водой, на опушках или полянах лесов или, наоборот, в самых глухих чащобах. Камень делал место замeтным и обычно становился прообразом алтаря, к которому приносили дары или жертвы духам этих мест и вод.

Верования приписывали некоторым камням свойства препюбопытные и удивительные. Камень твердый, крепкий, тяжелыЙ, с острыми углами издавна считался способным придать и человеку подобные качества.

Вес камня иногда считался очень важным свойством, и в некоторых paйонax Чехии к последнему уборочному снопу привязывали камень с куском хлеба, чтобы в следующем году зерно было еще тяжелее, а в Германии камни укладывали в основание ветвей плодовых деревьев, чтобы фруктов было много и они были тяжелыми.

Камень как материал для стен и изгородей считался символом вещественной преграды, и не исключено, что именно поэтому кладут на могилы каменные плиты во всей Европе.

В Северной Африке (Марокко), когда невеста покидала родительский дом, обязательно нужно было бросить камень, чтобы отогнать злых духов и сделать брак счастливым. У западных славян, когда теленка отлучали от коровы, считалось необходимым отбросить в сторону камень, чтобы корова не тосковала по детенышу и давала много молока.

В Германии (земля Нижняя Саксония) считали, что от бородавок можно избавиться, завязав на нитке узлы по числу бородавок, эту нитку подложить под камень у дороги: бородавки перейдут на того, кто на этот камень наступит.

В Финляндии завистливый сосед мог тайно взять камень с чужого урожайного поля и положить на свое, чтобы и у него был богатый урожай. Лемех плуга поглаживали кремнем перед пахотой, дабы на поле не росли сорняки.

На Руси тоже были в почете необычные камни. Например, около Переяславля (на Плещеевом озере) лежит и поныне многотонныЙ "синий" камень, который был местом обитания демона, привлекавшим для творения почестей людей из Переяславля в праздник апостолов Петра и Павла. Этот камень был закопан, потом оказался снова на поверхности, позже его хотели заложить в фундамент церкви, но при перевозке по льду Плещеева озера он проломил лед и затонул.

Конечно, никто и не собирался поднимать камень из воды, но он необъяснимым образом снова оказался на северо-восточном берегу озера.

Плутарх описывал странныe камни-валуны на дне реки Эврот (на юге Пелопонеса), которые по звуку трубы поднимались на поверхность воды. Николай Рерих писал о чудесном камне, упавшем с далекой звезды и появляющемся в разных странах всякий раз перед важными событиями.

В Европе необычными считали камни, находяшиеся на перекрестке дорог. Небольшие камни с перекрестков жители Южной Италии носили как амулеты от "порчи", "сглаза".

В Индии же, наоборот, от "сглаза" семь камней укладывали на пересечении трех дорог.

Камни надгробий, кроме охранения живых от покойников или могил от осквернения, считались очень полезными. Например, в Японии в начале ХХ века верили, что порошок из надгробного камня, запитый водой, будет наилучшим лекарством от туберкулеза. На острове Сардиния еще недавно бытовала вера в целебность камня, на который наступила отвергнутая жена, и такие камни носили как амулеты.

У эскимосов камень из очага, остающийся невредимым на протяжении жизни целого поколения, считается сильнее огня и служит амулетом долголетия. Очевидно, наши предки признавали "особые" свойства некоторых камней и поклонялись им.

Фраза дня: