» История украшений




Самые первые в истории человечества «украшения» изначально выполняли роль магических амулетов и должны были оказывать своему владельцу активное содействие во всех областях его первобытной жизни: буквально переполненной всяческими невзгодами и лишениями. Чем больше украшений-амулетов — тем счастливее и безопаснее должен был чувствовать себя наш далекий предок. Количество зубов разных размеров и фасонов, висящих на шее и других частях тела, свидетельствовало, кроме того, о доблести и выдающихся охотничьих достоинствах первобытного человека.

Вскоре примитивные украшения стали совершенствоваться. Как только были изобретены орудия труда, которыми можно было обрабатывать дерево, кость и не слишком твердый камень, украшения стали более рукотворными. Зубы, добытые в бою, часто неравном, начали украшать резьбой. Первоначально эти «прарельефы» были очень примитивными и состояли из царапин-черточек и кружочков-дырочек. Таким же образом оформлялись наиболее подходящие для превращения в ювелирные изделия косточки съеденных животных или красивые деревянные палочки, достойные преобразования в украшение-амулет, а также те камни, твердость которых позволяла нанести на них узор, еще далекий до орнамента в привычном для нас понимании этого слова. Из всего того, в чем можно было проколоть, просверлить или пробить дырочку, изготовлялись бусы. Их изобилие также приветствовалось.

На Руси еще до рождения ребенка заседал специальный совет, чтобы определить, какую драгоценность ему носить. Поэтому впервые ребенок знакомился с украшениями вскоре после рождения: ему на шею надевали нитку с бусами или бисером. Когда девочка достигала 7 - 8 лет, перехода от детского к подростковому возрасту, ей протыкали уши, чтобы она носила гусиные пушки. В это же время девочке дарили недорогие бусы.

Мальчикам для предохранения от грыжи вдевали серьгу в левое ухо. Серьга была и магическим оберегом, и знаком мужского пола ребенка, так как девочки носили две сережки.

Позже люди научились обрабатывать драгоценные камни и те пользовались большей любовью, нежели уже «немодные» раковины и зубы, однако долгое время ценными и красивыми считались только самоцветы.

В античную эпоху, и в Средние века самоцветные камни – изумруды, рубины, сапфиры – украшают короны и венцы, браслеты и перстни, броши и подвески, ремни и перевязи, рукоятки парадных мечей и спинки царских тронов. Алмазы же вплоть до позднего средневековья практически не используются. И лишь когда ювелиры находят такие способы огранки алмазов, которые заставляют камень переливаться всеми цветами радуги в лучах света, бриллианты занимают достойное место в дорогих украшениях.

Но золото, бриллианты, сапфиры и рубины – это украшения королей и вельмож. А носить украшения хочется всем, и ремесленники античности и средневековья находят способы заполнить востребованную нишу дешевых украшений. Ведь кроме золота и серебра есть медь и бронза, а во времена расцвета алхимии появляются мельхиор и амальгама. Кроме изумрудов и сапфиров есть полудрагоценные камни, которые гораздо чаще встречаются в природе и потому намного более дешевы – но лишь немного менее красивы. Так появляется бижутерия, и со временем она тоже совершенствуется. Уже в Средние века драгоценные камни в недорогих украшениях начинают заменять цветным стеклом, а в восемнадцатом столетии появляются стразы, которые трудно отличить на глаз от самоцветов и бриллиантов.

В результате индустриальной революции, в XIX веке, появилось широкое сословие среднего класса. В ювелирном бизнесе это привело к массовому производству недорогих украшений. К этому времени относится первая бижутерия из стекла с покрытием из рыбной чешуи, похожая на жемчуг, и камеи из раковин, имитирующих полудрагоценные камни. Мастеров, работающих с менее дорогими материалами, назвали bijoutiers, а их продукцию бижутерией.

В период 1920-1939-х годах, благодаря движению Баухаус, появилось искусство «Арт Деко» или «декоративное искусство», которое ввело в производство украшения из новых материалов: пластики, алюминия, хрома, которые чудесно соседствовали с полудрагоценными материалами.

К. Шанель предложила идею ношения бижутерии, которую, в отличие от драгоценностей, можно было носить и с повседневной одеждой. При помощи аксессуаров и дополнений платье легко превращалось из повседневного (с белым воротничком) в нарядное (с украшениями и искусственным цветком), освобождая женщину от необходимости переодеваться несколько раз в день. Это было смелым нарушением традиций — множество драгоценностей с дневными платьями в начале 20 века носили только дамы полусвета. К. Шанель считала, что украшения не должны вызывать зависть, а должны радовать женщину, придавая нарядность даже самой простой одежде.

В конце 1940-х годов, с окончанием второй мировой войны, в моде снова появилось место для украшений. Появились новые материалы – новые пластики, различные способы химического окрашивания и производства искусственных драгоценных и полудрагоценных камней. Драгоценные и полудрагоценные металлы смогли выступить в новой роли в виде глинообразного материала, не требующего литья, а только обжига.

Все это привело к бесконечному разнообразию стилей, возможностей и комбинаций. Что и по сей день мы можем наблюдать в ювелирной индустрии. Кутюрье не покладая рук экспериментируют, добавляют что-то новое, смешивают и возвращаются к былому, и снова комбинируют. Постоянно радуя нас новыми интересными идеями.

 

Фраза дня: